Секреты «Большого цирка»: зачем и за чем гонится «Формула-1»?

На автодроме «Интерлагос» прошел Гран-при Бразилии, а вместе с ним завершился сезон «Формулы-1». «Большой цирк» - так еще ее называют.

Гонку выиграл колумбиец Хуан-Пабло Монтойя, пилот «Уильямс», за ним приехали финн Кими Райкконен («МакЛарен») и бразилец Рубенс Баррикелло («Феррари»).

Но никакого значения эти результаты уже не имели – чемпион, ставший таковым в седьмой раз, Михаэль Шумахер приехал к финишу традиционно первым и задолго до бразильской гонки.

(Справка: аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио становился чемпионом 5 раз, француз Ален Прост - 4 раза, бразильцы Айртон Сенна, Нельсон Пике, австриец Ники Лауда, шотландец Джеки Стюарт, австралиец Джек Бребхэм – 3 раза). Именно поэтому, несмотря на все рекорды чемпиона, интерес к «королевским гонкам» резко упал – несколько лет подряд никто не может составить мало-мальски серьезной конкуренции одной конюшне (Ferrari) и одному гонщику (Шумахеру).

Такой расклад заставляет хозяина «Формулы» Берни Экклстоуна и Международную федерацию автоспорта (FIA) переключать передачи в поисках выезда гонок с обочины популярности и, соответственно, доходов.

Техническое развитие команд происходит неравномерно, богатые, естественно, могут нанимать талантливых инженеров, которые разрабатывают оригинальные технические решения, недоступные для других команд. В технических видах спорта существует регламент, ограничивающий команды в применении изобретений, чтобы достичь некой сбалансированности возможностей. Но в последнее время в автоспорте этот регламент резко тормозит технический прогресс. От этого визга закладывает уши так же, как от тормозов болидов. Изрядно дымит.

Есть еще одно обстоятельство, толкающее FIA на ограничения, – безопасность. После гибели великого Айртона Сенны прошло 10 лет. С тех пор не погиб ни один пилот «Формулы-1». Парадоксально, но начальники мировых скоростей борются… со скоростями! Сколько прогрессивных технических новинок было изгнано из «Формулы-1»!. Турбонаддув, автоматическая коробка передач, активные электронные подвески!

А в следующем сезоне «королевские гонки» ждут новые путы: двигатели лишат пары цилиндров, уменьшится их рабочий объем, мощность снизится до 700 лошадиных сил против тысячи сегодняшних! Зато растут требования к износу: в нынешнем сезоне двигатель должен был выдерживать один гоночный уик-энд, а в будущем сезоне придется рассчитывать его ресурс на две гонки.

Ограничения вызывают раздражение автопроизводителей, которые занимают в «большом цирке» ведущее положение. «Феррари», «Тойота», «Рено» представлены в «Формуле» заводскими командами. «Мерседес», БМВ, «Хонда» предоставляют другим командам двигатели, и лишь «Форд» недавно объявил об уходе из «Формулы» своей команды, выступавшей под маркой «Ягуар». Эта группа компаний, давно угрожает FIA сепаратизмом: отделением и созданием своей собственной гоночной серии с теми же пилотами! Потрясающе!

Впрочем, потрясения начались давно: «Формула-1» все больше катится к тому, чтобы покинуть Европу, где запрещена реклама табака, составляющая первостатейную прибыль, и перебраться в иные земли.

В этом году уже состоялся впервые в истории этапы в Бахрейне и Китае – на новых автодромах, сотворенных известнейшим архитектором Германом Тильке. В Мексике, в Канкуне начато строительство трассы: в октябре 2006 года будет Гран-При Мексики (последний раз гонка «Формулы-1» в Мексике проходила в 1992 году, ее победителем стал Найджел Мэнселл). На очереди – Турция, Катар.

А Шумахер тем временем заявляет, что никакие изменения в регламенте не смогут остановить его красный гоночный автомобиль: «Новые правила достаточно интересны. Посмотрим, что они смогут изменить. Мне кажется, что вряд ли кто-то в ближайшие годы сможет хотя бы приблизиться к нам».

© 2002- 2016 Национальная корпорация развития гольфа. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на наш сайт обязательна.