Самый точный удар

Национальная корпорация развития гольфа подписала сенсационное соглашение с Palmer Course Design Company.

…Солнечным днем в конце июля в международном аэропорту Шереметьево приземлился самолет, следовавший рейсом № 1917 Орландо – Москва. C его борта среди прочих пассажиров на московскую землю сошли два человека в легких летних одеждах. Деловые костюмы находились в их саквояжах, где также были бумаги, которые в ближайшее время могут перевернуть мир российского гольфа. Но сперва об Арнолде Палмере (Arnold Palmer) и Эде Си (Ed Seay). Ведь на бумагах стояли их подписи.

КОРОЛЬ И ЕГО АРМИЯ

Уверен, нет необходимости представлять читателям Golfonline.ru Арнолда Палмера. Но сказать о нем несколько слов, тем более в контексте данной статьи, безусловно, уместно.

Есть анекдот. Играют Иисус и Моисей в гольф. Поле сложное, до нужной лунки далеко, на пути к ней – пруд. Иисус готовится бить по мячу.

- Погоди, - говорит Моисей, - сделай два удара, далеко же, мяч утопишь…
- Нет, - отвечает Иисус, - ведь у Арнолда Палмера это получается.Бьет по мячу. Тот летит в пруд. Моисей вздыхает, идет к пруду, раздвигает воды, достает мяч, несет его обратно. Иисус опять его прилаживает…
- Опять ведь не долетит…
- Нет, Арнолд Палмер это делает.
Иисус бьет, мяч опять попадает в пруд. Теперь он уже сам отправляется за мячом, приближается к пруду и идет по воде как по суше…
В это момент рядом оказывается гольфист. Он смотрит на происходящее и в изумлении восклицает:
- Что о себе возомнил этот парень?! Что он Иисус Христос?!
- Нет, - разводит руками Моисей, - к сожалению, он думает, что он - Арнолд Палмер.

Известно, в каждой шутке есть кроме шутки доля правды. Арнолд Палмер - великий гольфист, человек-легенда, о котором при жизни сочиняют анекдоты.

Он родился в сентябре 1929 года в маленьком индустриальном городе Латроб в Пенсильвании. Его отец был шахтером, простым парнем, и Арни часто доставалось. Но всегда справедливо. Палмер перенял ценности своего отца, его жизненную силу и чувство юмора. И еще хват. Огромные руки Арнолда, не менее могучие, чем руки другого знаменитого Арни, сохраняли ставший теперь легендарным «сильный хват» на клюшке.

Влияние Палмера на гольф прекрасно и бесконечно. О его победах, титулах и построенных полях невозможно рассказать в одной статье. Сколько воскресений провели болельщики сидя перед экранами телевизоров и смотря на него? Сотни? На сегодняшний день Арнолд Палмер и армия его поклонников и болельщиков, которая так и называется Армия Арни (Arny’s Army), двигались по фэрвеям, выигрывая около 100 раз. 

Впервые Палмер победил в PGA Tour на Canadian Open почти 50 лет назад в 1955 году. Тогда, конечно, трудно было разглядеть всю его яркость и распознать, что он изменит гольф. Но сам-то он это точно видел и знал. Всегда подтянутый, отлично выглядящий, атлетичный, обладая настоящей харизмой, забивая берди из самых немыслимых положений и вырываясь вперед с последних мест, Палмер сделал гольф увлекательным для миллионов, ранее не знавших что это такое.

Он не ведал, что такое оборона. Он атаковал поля со своей грубой, но изящной силой и суперощущением паттинга. Он говорил, что паттинг как мудрость: с чем-то ты рождаешься, а что-то приходит с годами. И во всем, что делал Палмер, которого с полным правом можно назвать королем гольфа, был невероятный стиль.

Арнолд отдавался игре целиком, иногда результаты были ужасны, иногда он был просто гений. На вершине своего гольфа он демонстрировал способность выбираться из самых сложных ситуаций и это было похоже на чудо. Его манера была похожа на игру Тайгера Вудса последних лет. Но в отличие от Вудса, свинг которого плавен и безотказен как автомат, Арни – великий импровизатор. 

Его прорыв на вершины гольфа из далеко не высшего общества сделал из Палмера личность магнетическую. Да и сам гольф приобрел, благодаря ему, магнетические свойства. Палмер показал людям, чего можно достичь, если действительно этого хотеть. И это понимали все, даже те, кто в жизни не бывали на гольф поле. Официанты и бизнесмены, клерки и рабочие записывались в Армию Арни, Армию Короля.

В марте этого года Палмер сыграл свой последний PGA Tour на своем родном поле Бэй Хилл в Орландо, Флорида. Никто из присутствующих не забудет, двойной драйвер к 18-му грину – какое прекрасное завершение 50-летней карьеры!

И еще в апреле был US Masters в Огаста, Джорджия. И у зрителей текли слезы, когда Арнолд шел к своему последнему фэрвею. Все стоя приветствовали Короля.


ТАМ, ГДЕ ПАЛЬМЫ, ПАЛМЕР И СЕРДЦЕ

Palmer Course Design Company (PCDC) была создана в 1979 году, штаб-квартира находится  в городе Понте Ведра, Флорида, там, где растут большие пальмы и дуют соленые ветра с Атлантического океана. PCDC – признанный мировой лидер по архитектуре, дизайну и эксплуатации гольф полей. Эд Си – вице-президент компании. Как имя президента, можно догадаться из названия компании. Это Арнолд Палмер. Палмер и Си работают вместе с 1971 года, создав за это время сотни полей по всему миру.

Бывший офицер морской пехоты Эд Си увлекся гольф архитектурой из любопытства. Смотря на Палмера, Си научился делать вещи всегда по-разному, а не делать одни и те же вещи снова и снова.

Когда Палмер совершает очередной символический удар, открывающий очередное поле, ему достается львиная доля почестей. Но именно в Эде Си Палмер видит человека, способного сделать весь комплексный проект со вложенными в него миллионами.

Арнолд уважает и полагается на способности Си, которые неоднократно были подтверждены на деле. Палмер говорит, что Эд умен в плане гольфа, не просто игры, но именно архитектуры, он знает, как «лежит» земля. Да, он разбирается в вещах, которые могут представлять проблему, от дренажа до чашечки, которую надо положить в лунку.

Причина же столь разнообразного дизайна PCDC проста: Палмер, Си и их команда полагаются на природу, она диктует им каждый конкретный дизайн.
Бизнес гольф дизайна претерпел многие изменения за последние 30 лет. Когда-то компания работала над 3-4 проектами одновременно, сейчас проектов – 40. Но неизменна философия PCDC – традиционный открытый дизайн, который производит поля высокого качества, интересные для игроков всех уровней. Он основывается на принципах и стратегии игры и очень чувствителен ко всем экологическим аспектам. PCDC пытается сохранить уже существующий ландшафт и микроклимат на любом поле насколько это возможно, чтобы не нарушать требования игры. В дизайне полностью отсутствую надуманные ненужные элементы.

Игрок видит траву, песок, деревья, воду. Заказчик видит сметы, сроки начала и конца работ, план по окупаемости. Гольф архитектор должен привнести немного реализма и в то и в другое видение: конечный результат его труда - прекрасное поле, которое доставит удовольствие игрокам и не «лишит чувств» заказчика. Ведь создание полей такого вида и стиля, какой требуется клиентам, - всегда первоочередная задача для PCDC. 

PCDC всегда в центре событий и участвует во всех фазах дизайна и строительства. «Нам важно и приятно помогать строителям и видеть как меняется ситуация. Легко построить сложное поле, длинное, с глубокими бункерами, но сделать так, чтобы при этом среднестатистический игрок мог получать удовольствие от игры на нем, – вот высшее мастерство», - говорит Эд Си.

Бункер, конечно, это только бункер, но и его специалисты PCDC пытаются сделать разным. Так PCDC стала первой компанией, которая встроила песочную ловушку в воду. У игроков создавалось ощущение, что они бьют прямо с пляжа. Этот прием используется на многих полях. А история такова. Был построен бункер и оставлено около метра расстояния между озером и бункером, чтобы засадить его травой. Палмер посмотрел и заявил, что такой маленький участок земли будет проблематичен для ухода и предложил, чтобы бункер входил прямо в воду. Что и было сделано. 

«У меня разносторонний бизнес, но мое сердце принадлежит PCDC», - говорит Арнолд Палмер, который с годами и сам стал похож на большое доброе сердце.

«Он уйдет на пенсию только, когда умрет», - сказал о нем Эд Си.


КОРПОРАЦИЯ БУДУЩЕГО

Национальная корпорации развития гольфа в лице ее финансового директора Дмитрия Заводнова и начальника отдела развития Александра Cтепанова в Понте Ведра, Флорида, США подписали уникальный договор с вице-резидентом Palmer Course Design Company - Эдом Си, согласно которому корпорация стала официальным авторизированным представителем Palmer Course Design Company в России.

«Эд Си встретил нас в штаб квартире в Понте Верда в своем кабинете, заставленном чучелами крокодилов, на которых он любит охотиться. Во Флориде их так много, что иногда необходимо их отстреливать, так что Си не нарушит их популяцию», - говорит Александр Степанов.

Национальная корпорация развития гольфа – ведущая компания на рынке гольф индустрии в Российской Федерации. Корпорация организует турниры по гольфу и проводит мероприятия, направленные на популяризацию гольфа в России и СНГ и повышение престижа российского гольфа за рубежом. Корпорация является  официальным поставщиком и дистрибьютором на территории Российской Федерации  известнейших мировых гольф брэндов: Titliest, Footjoy, Cobra, Pinnacle, Bay Hill by Palmer, Nancy Lopez Golf.

Но основной сектор деятельности Национальной корпорации развития гольфа – дизайн, строительство и эксплуатация гольф полей мирового класса.

Выбор пал на Palmer Course Design Company не случайно. Прежде был тщательно изучен весь рынок, на котором присутствуют такие известные имена, как, например, Джек Никлас и Грег Норман. Palmer Course Design Company привлекла высочайшим качеством продукта и предлагаемых услуг, самим стилем работы с клиентами, то есть постоянным участием в процессе строительства, сервисом в полном объеме до, во время и после завершения строительства. Плюс, конечно, сыграла важную роль личная привлекательность Арнолда Палмера. Его стиль, о котором было написано выше, близок стилю Национальной корпорации развития гольфа.

Этот сенсационный, без преувеличения, Договор позволит представить в России беспрецедентный качественно новый вид услуг по дизайну сертифицированных PGA полей в комплексе с деятельностью самой Национальной корпорации развития гольфа, которая теперь владеет всей спецификой ведения этого бизнеса в России.

…Жизнь Арнолда Палмера расписана по минутам. Он нашел время побывать на открытии нескольких полей и после этого вместе с Эдом Си подписать Договор с первыми русскими из Национальной корпорацией развития гольфа, в очередной раз продемонстрировав свое безукоризненное видение нового направления развития мирового гольфа.

Подробную информацию о проектировании и строительстве гольф-полей вы можете найти в разделе "Услуги"

Архитектура полей и агрономия

arkhitekt.jpgПервым архитектором в гольфе был Бог, а человек был его помощником. Самые ранние поля, расположенные на побережье Шотландии, были известны как «линкс» (links), поскольку они связывали пахотную землю с морем. Природа, используя в качестве орудий ветер и воду, формировала дюны, бугры, гребни земли и ложбины.

Линкс – это поле созданное скорее природой, чем человеком. Дикие ландшафты были идеальны для гольфа, поскольку здесь преобладали открытые пространства, населённые только птицами, кроликами и лисами.
Такие районы облюбовывал дрок (это некультивируемое растение, которое 6[1].jpgможет вырвать клюшку из рук игрока), вереск и ракитник. Добавьте к этому песок, смесь дикой овсяницы и луговой травы и получится «линкс». Земля линксов не годилась почти ни для чего, кроме выгуливания собаки, сушки выстиранной одежды и спорта, особенно гольфа. Не было никакого агрономного оборудования для сооружения поля, которое создало бы приподнятый грин или разместило водные помехи и бункеры на пути к грину.

Бункеры имелись в изобилии, представляя собой глубокие расщелины, которые зачастую окружала грубая высокая трава (раф). Однако, как правило, они не блокировали вход на грин. Это влияло на выбор удара, поощряя использование более простых по исполнению ударов накатом вместо навесных ударов с высокой траекторией полёта мяча. В то время агрономия не была той наукой, какой она является сейчас.


В Св. Эндрю «Старый Том» Моррис был «хранителем гринов» - гринкипером, помимо своих обязанностей тренера, игрока и изготовителя клюшек и мячей. Под работой гринкипера в то время подразумевалось наблюдение за полем, персональная возможность изготовления лунок, присмотр за грином и надежда на сотрудничество с природой, которая 1[1].jpgпредоставляла единственную систему полива – дождь. До ирригации фэрвея оставалось ещё целое столетие, поэтому земля была твёрдой и низколетящий мяч, был как выстрел наугад. В таких условиях с постоянно жёстким Грином современная клюшка «ведж» была бы абсолютно бесполезна. Некоторые из факторов, сформировавших технику первых шотландских игроков, распространяют своё влияние и на наши дни. Дизайн поля для игры делается всё более сложным. Человек придумывает множество рукотворных новаций и поля для гольфа уже не что иное, как произведение искусства. У поля появляются границы и строятся посёлки; стоимость такого типа недвижимости растёт как на дрожжах, а самые древние населённые пункты вблизи от самых первых гольф – клубов, давным-давно музеи под открытым небом.


Необычайным становится сооружение водных препятствий,arkhitekt2.jpg и вообще, появление воды на гольф - поле делает игру увлекательнее и (это чувствовали современники тогдашнего усовершенствования) гольф омолаживается, в том смысле, что появляются совершенно новые способы ударов, их техника, и конечно, изменения в правилах. К сожалению, многие из самых популярных современных полей являются слишком сложными для среднего игрока – любителя, чтобы он мог постоянно получать удовольствие от игры на них. Сложно назвать «приятным времяпрепровождением» игру на поле, слишком трудной для всех, кроме самых лучших игроков. Однако в мире достаточно мест, где категория сложности поля позволяет, играя в гольф, получать истинное удовольствие и от самой игры и от поля.

В наше время условия для гольфа значительно лучше, по сравнению с эпохой панталон и широких курток с поясом. А «links», и по сей день считаются достоянием гольф – цивилизации, и невозможно представить, как бы жили эти земли если бы у них не было гольфа…

 

Смысл клюшки

Человек с самых незапамятных времен  стремился  приручить снаряд, делая это соответствующим эпохам способом.  В древние времена и снаряд был очень уж непохожим на современный, а способы разве что не приводили к серьёзным увечьям. Но ничто не могло остановить человека – игрока, и век за веком он играя в игры, приручал непокорный снаряд, становился мудрее и изощрённее; смело идя на эксперименты и всё меньше подражал животному миру. Так человек постепенно становился гольфистом…

Это наикратчайшая современная версия истории спорта, выдвинутая нами, но речь всё же не об исторических процессах и сдвигах платформ, разговор пойдёт о клюшке, и, не исключено, что не только для гольфа.
(Важные детали из гольфического эпоса можно найти в нашей Энциклопедии, это не бесполезно, учитывая то, что не за горами наша 1-я гольф – викторина с гольф – призами).
На рубеже ХХ – го века, дизайнеры гольф - клюшек приступили к бурным и подчас неоправданным экспериментам. Это время можно однозначно назвать взрывом. Но чего? Технологий или эмоций? Рядом с массовой продукцией и «классическими» в представлении тех лет клюшками, встречались довольно экзотические образцы.
Подавляющее большинство гольфистов, сохраняя традиционность гольфа не желали переходить на новые варианты клюшек, т.к. последние кардинально меняли всю анатомию игры; от техники свинга, до мельчайших деталей экипировки.


С 1983 по 1906 гг. фамильная мастерская Urquhart (Уркхарт) работала над созданием и производственным совершенствованием одного из айронов, головка которого, вращаясь в горизонтальной оси, позволяла менять угол самого´, как тогда говорили, лезвия(blade) /на фото крайний слева/. В этой же мастерской была изготовлена ещё одна оригинальная конструкция. Головка драйвера. Драйвер был двусторонним, а ещё его молоток (mallet) – термин того времени; вращался в разные стороны по – вертикали. Однако новинки не прижились. Из – за технологических изъянов blade и его собрат по эпохе mallet, часто срывались с фиксированного положения во время удара или не выдерживали контакта с грунтом. Всё это приводило к травмам игроков и зрителей. Стабильная игра такими клюшками была невозможна.

И всё – таки, гольф – авангард мастерской Urquhart (Уркхарт) был важным и заметным событием в истории гольфа. Шотландские умельцы не только дали стимул развитию дизайна клюшек, но и способствовали очевидному отрезвлению технологических идей в гольфе. Вскоре человечество приступило к «обкатке» прикованных головок, что положило начало новой эпохе гольф – клюшек.

Иван Симонов

Минус Четыре - Плюс Победа ( US Open)

Саутхэмптон, Нью-Йорк. Только что завершившийся US Open 2004 выиграл южноафриканец Рэтиф Гусен (Ratif Gusen).

Основная борьба развернулась между ним и Микельсоном. В начале был Фил Микельсон, вызвавший неизменный восторг нью-йоркских болельщиков. Лидировавший продолжительное время, он вогнал своих поклонников в истерику: три патта с пяти футов и даббл боги на 71-й лунке уничтожили шанс Фила выиграть второй подряд турнир Большого шлема.

И тогда пришел Гусен. Непоколебимый как никогда, завершивший игру с 6-ю подряд одно-паттами, он доказал, что является действительно надежным парнем и стабильным гольфистом,  несмотря на любые условия игры. Со стальными нервами и железной волей Гусен прошел через все сложности турнира, чтобы завоевать свой второй US Open за последние 4 года с результатом на воскресенье +1 и с разрывом в 2 очка от второго места Микельсона.

«Я знал, что две последние лунки будут ключевыми, - отметил Гусен, - я сделал хороший пат на 16-й и сравнялся с Филом. И затем Фил ошибся».

Гусен более, чем счастлив. Он избежал худших результатов – за последние 32 года в истории турнира там были отмечены самые низкие показатели игры. И, конечно, преодолел колоссальный психологический барьер – ту невероятную поддержку, которую болельщики оказывали своему кумиру – Микельсону, желая чтобы тот завоевал второй титул в этом году. Вообще за Фила болели так, как за великого Арнолда Палмера.

…После того, как Микельсон впервые захватил лидерство на 16 лунке пар 5 его третьим берди за 4 лунки, Микельсон попал в левый бункер на 17-й пар 3 и выбил мяч из песка 5 футов над лункой. За ним Гусен попал в 12 футов берди на 16-й лунке. И вот уже Рэтиф сравнялся с Филом.

Когда Гусен становится на 17-м ти, в его глаза бьет яркое солнце Лонг Айленда, и он видит Фила, стоящего над коротким паттом. И Рэтиф еще не знает, был ли этот патт на берди или на пар.

«Я  видел, что он промахнулся, и услышал, как кто-то из зрителей сказал: US Openты теперь на 2 впереди. В действительности я не ожидал, что Фил сделает даббл богги на 17-й лунке. Но лучше чем эта фраза болельшика, были возгласы приветствия на 18-м грине», - вспоминает Рэтиф. На этот раз они были адресованы именно Гусену. И он ответил своим 12-м по счету одно-паттом в этот день.

В течение четырех часов два соперника делали лучшие свои удары для того, чтобы показать, что 104-й US Open решится на пяти последних минутах в переворачивающей сердца борьбе. Именно столько времени заняло у Рэтифа Гусена сделать берди на 16-й лунке и пройти к следующему ти, где уже находился Фил Микельсон, делающий три патта с 8-ми футов, чтобы заработать даббл богги. Этот свинг в три удара сделал Гусена лидером с результатом –4 и отодвинул Микельсона на второе место с результатом –2.

«Было невероятно приятно видеть, как патт попал в лунку, - сказал Гусен, комментируя несвойственное для него резкое проявление эмоций, когда он бросил высоко в небо свою кепку. – Я не из тех, кто скачет по полю от радости, но я почувствовал настоящее облегчение после огромного напряжения. Я выиграл, и это поистине великое переживание!»

Рэтиф Гусен стал 21-м многократным победителем US Open и заработал 1 миллион 125 тысяч долларов. Это четвертая его победа в PGA туре – то есть за последние четыре года по победе в год.

И достижение Гусена еще более впечатляет, если учитывать те кошмарные условия, которые не позволили никому сыграть меньше пар в последний раунд. Так, например, Эрни Элс, играющий в группе с Гусеном, сделал даббл богги на последней лунке и спустился до 80 за раунд – худший показатель за все время его участия в US Open.

И он не был одинок в этом печальном списке. Тайгер Вудс не сделал берди аж до последней лунки, чтобы получить 76 за день. Единственное утешение для Вудса – он остается № 1 в мировом рейтинге. Но шипы ботинок конкурентов уже рядом.

«Я бился насмерть, - признался Гусен после игры. – Это был мой лучший гольф!»

 

Палитра Билли Уога

Гольф – арт  по своему внутреннему содержанию явление довольно однозначное. Ну что, казалось бы, в этом направлении искусства может происходить выдающегося и замечательного в художественном ощущении смысла? Авангард здесь априори не очень уместен, а классические способы трансформации реальности в художественные формы, подчас слишком неразличимы друг от друга стилистически. Созидателей на этом поприще немало, да и произведений великое множество, но по – настоящему неподражаемым, изысканным и уникальным остаётся для современников творчество Билли Уога (Bill Waugh).

О том, что окружает живописца и где источники его вдохновения, наш сегодняшний рассказ.

Торки

На юго – западном побережье Англии, в обрамлённом седыми бухтами заливе, среди бескрайних морских горизонтов, яхт и голубого неба, затерялся небольшой городок Торки(Torquay). Расположен он в особенной гео – ландшафтной зоне, созданной природой по всем канонам райского места; климатические условия, растительный мир, и духовная аура здесь настолько редкостны и красивы, что располагают к истинному творчеству. Билли Уог живёт в Торки. Билли Уог видит красоту мира и творит. 
Красота – это ещё и традиции, сила которых в людях. Для Англии – страны, которая в хорошем смысле слова является сказочным заповедником традиционных укладов, это не пустой звук, и для Торки в частности.
В поместье Эшфилд, (Торки, графство Девоншир)  - родилась и писала свои детективы Агата Кристи (1890 – 1976). Её богатейшее творческое наследие является достоянием здешних мест. Сейчас в городе размещается музей её имени.
В черте города, который насчитывает 60 тыс. жителей, 2 гольф – поля на 18 лунок каждое, а в радиусе 15 км. ещё 3 гольф – курорта(!) со всеми возможными видами сервиса. 

Традиционным для Англии является и наличие футбольной команды.  Torquay United выступает в 3 –ем  дивизионе английского чемпионата.  Футбольный клуб образован в 1899 г.,  играет команда на стадионе, вмещающем 6083 зрителя и имеет 287 зарегистрированных членов фан – клуба. Если учесть, что в низших английских лигах соревнуется 24 команды в 2 круга, можете представить, какой напряжённый график приходиться выдерживать футболистам – 46 матчей при любой погоде. Однако местный климат позволяет играть в football без ущерба для здоровья, хотя британцы очень любят проводить матчи в дождь и ненавидят слово «soccer».
Билл Уог нередко посещает матчи Torquay United, но всё же его сердце отдано гольфу.

Холст, масло и акварель

В живописи, отображающей гольф, существуетмножество традиций и неписанных законов, все они, как правило, соответственны этикету игрового процесса и правилам поведения на поле. Это, в своём роде негласное обязательство, которое берут на себя творцы гольф – искусства. И всё же, нередко при таком шаблонном творческом взгляде, напоказ выставлены скучные рефрены, плагиаты и художественный мусор.  

 "The Eighteenth Green and Clubhouse.  St. Andrews Scotland"Холст. Масло.  1995 г.   

Художник Уог стоит в этом ряду особняком. Да и он навряд ли вообще стоит в каком  - то ряду, если как следует поэксплуатировать данную фонему в тематическом обзоре гольф – живописи. Его полотна – его дарование; и описать их категорически затруднительно ( к примеру, предлагаю на форуме всем желающим описать «Даная», Тициана, и почитаем, что у нас получиться), хотя абсолютно реалистичным и правдивым свидетельством его таланта является простая человеческая радость и душевная глубина. Я видел этого человека, и он показался мне именно таковым.

Однако, взобравшись сейчас на позицию критика изобразительного искусства в гольфе, имею честь представить гостям golfonline.ru некоторые скриншоты картин Билли Уога, выбранные мною в большей степени интуитивно.  Копии этих работ сейчас передо мной и я с удовольствием разделяю вместе с Вами радость созерцания.

Иван Симонов

© 2002- 2016 Национальная корпорация развития гольфа. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на наш сайт обязательна.